Тема урока: Организация вычислений.
Цель урока: закрепить первичные навыки составления программ на Си++
Когда человеку приходится решать поставленную перед ним задачу, то порядок действий можно выполнить в таком порядке:
- Определить, что дано в задаче.
- Определить, что требуется получить в ответе задачи.
- Какие действия нужно произвести с тем, что дано, чтобы получить ожидаемый результат (ответ задачи).
Тестирование программы — проверка правильности работы программы при разных наборах исходных данных.
Вычисление значения арифметического выражения
Пример 2. Даны x, y, z. Напишем программу для вычисления значения выражения
Рассмотрим все этапы выполнения задачи:
1. Определение исходных данных: переменные x, y, z.
2. Определение результатов: переменная a.
3. Алгоритм решения задачи:
3.1. Ввод исходных данных.
3.2. Вычисление значения выражения.
3.3. Вывод результата.
4. Описание переменных.
Все переменные, определенные для решения задачи, имеют тип float.
Перед вводом каждой переменной будем выводить сообщение-предупреждение, значение какой переменной сейчас ожидается с клавиатуры.
5. Программа:
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
float x, y, z, a;
cout << "x = ";
cin >> x;
cout << "y = ";
cin >> y;
cout << "z = ";
cin >> z;
a = (2*x+3*y-z)/(3+x*x);
cout << "a = " << a << endl;
return 0;
}
6. В результате выполнения программы получится следующее:
7. Можно запустить программу, ввести значения данных, которые вы определите в качестве данных, а результат работы программы можно проверить с помощью калькулятора.
Использование языка программирования для решения задач
Пример 3. Напишем программу для решения геометрической задачи. Задан квадрат с длиной стороны a. Требуется найти его площадь и периметр.
Этапы выполнения задания:
1. Определение исходных данных: переменная а (длина стороны).
2. Определение результатов: переменные S (площадь) и P (периметр).
3. Алгоритм решения задачи:
3.1. Ввод исходных данных.
3.2. Вычисление значений площади производится по формуле S = a2, а периметра — по формуле P = 4a.
3.3. Вывод результата.
4. Описание переменных:
Все переменные, определенные для решения задачи, имеют тип float.
Обратите внимание на запись операторов присваивания, соответствующих математическим формулам.
5. Программа (на Си++ важно название переменной должно быть в одном регистре по ходу всей программы. Если вы взяли переменную S, то далее в программе нельзя к ней обращаться как s):
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
float a , S , P;
cout << "a = ";
cin >> a;
S = a * a;
P = 4 *a;
cout << "S = " << S << endl;
cout << "P = " << P << endl;
return 0;
}
6. Тестирование программы.
Запустите программу и введите значение a = 5.2.
Результат работы программы должен быть следующим:
7. Можно запустить программу, ввести значения данных, которые вы определите в качестве данных, а результат работы программы можно проверить с помощью калькулятора.
Пример 4. Напишем программу для решения физической задачи. Расстояние между двумя городами составляет s км. Самолет пролетает это расстояние за t ч. Определите скорость самолета.
Этапы выполнения задания:
1. Определение исходных данных: переменные s (расстояние) и t (время).
2. Определение результатов: переменная v (скорость).
3. Алгоритм решения задачи:
3.1. Ввод исходных данных.
3.2. Согласно формуле расстояния: s = vt. Отсюда выразим v:
3.3. Вывод результата.
4. Описание переменных:
Все переменные, определенные для решения задачи, имеют тип float.
5. Текст программы:
#include <iostream>
using namespace std;
int main()
{
float s , t , v;
cout << "s = ";
cin >> s;
cout << "t = ";
cin >> t;
v = s / t;
cout << "v = " << v << endl;
return 0;
}
6. Тестирование программы.
Запустите программу и введите значения s = 3550 и t = 4.
Результат работы программы должен быть следующим:
7. Проверка правильности программы может быть проверена для других исходных данных с помощью калькулятора.
В программе можно использовать комментарии — текст, который не анализируется при запуске программы на выполнение.
Текст после символов // считается комментарием и выделяется другим цветом, чем текст программы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий